Тамбовчане рассказали, как они строили БАМ
Тамбовчане, как и жители практически всех республики и регионов страны, принимали активное участие в одном из самых масштабных проектов прошлого века – строительстве Байкало-Амурской магистрали. Сейчас Юрий Бусуёк – руководитель строительной компании, а в 1982 году, после учёбы в техникуме и службы в армии, он, как обладатель строительной специальности по так называемой комсомольской «путёвке» отправился в Комсомольск-на-Амуре, где в начале 80-х возводили завод.
Как я попал на БАМ
На строительстве в Комсомольске-на-Амуре Юрий Бусуёк проработал около года, а потом узнал, что совсем недалеко – буквально в 40 километрах от города, где он находился, живут и трудятся его приятели, которых он знал ещё по техникуму и армии.
- Оказалось, что в посёлке Хурмули Хабаровского края есть тамбовская организация, которая трудится на строительстве БАМа, - вспоминает Юрий Фёдорович. – Тогда ведь практически каждый регион или республика участвовали в этом проекте и за каждым был закреплён свой участок работ. Так вот, тамбовчан направили на Дальневосточную железную дорогу, которая являлась Восточным участком БАМа – в те самые Хурмули. Вот сюда я и приехал, чтобы, как сначала думал, просто повидаться с друзьями.
После этой встречи на тот момент 22-летний Юрий Бусуёк принял решение – остаться на стройке!
«Мы были молоды и об условиях не думали»
Многие бамовцы, даже спустя десятилетия вспоминают суровый северный климат, в котором приходилось жить и вести всесоюзную стройку. Дальневосточные широты, считает Юрий Фёдоровчи, какими-то серьёзными аномалиями не отличались.
- Зимой приходилось работать на улице в -30-35, но никто это чем-то сверхъестественным не считал, родители отправлялись на стройку, дети – в школы, малышей отводили в детские сады. Морозы там не так сильно ощущаются, наверное из-за низкой влажности. Что касается быта – жили мы все в бараках, у меня была комната. В селе была своя котельная, бараки, конечно отапливались, но при этом продувались всеми ветрами. Вода была привозной. В мороз можно была встать утром, воды попить – а в ведре лёд. Но мы тогда были молодые и вообще не обращали внимания на какие-то бытовые неурядицы.
«Выходишь за посёлок – а там тайга!»
Юрий Фёдорович признается, что природа Дальневосточного края покорила и его самого и работавших вместе с ним тамбовчан.
- Фактически посёлок находилось в тайге и стоило выйти за периметр – вот она – природа! Причём дикая! С живым медведем нам встретиться к счастью не довелось. Но как-то раз мы с приятелем, как нам показалось, были близки к тесному знакомству – отправились в тайгу на «Урале», чтобы собрать дикую малину. Судя по поломанным ягодным кустам, там же побывал медведь. Уже не помышляя ни о какой ягоде мы прыгнули мотоцикл и помчались в посёлок. И если к малиннику мы ехали осторожно, аккуратно переносили наш «Урал» через ручьи, то обратно ехали на полной скорости и без остановок.
Запомнились Юрию Фёдоровичу кристально чистые дальневосточные реки, возле которых получившие выходной строители коротали свой досуг.
- В любую жару, а она, бывало, доходила до +30, вода в таких реках оставалась прохладной – не выше 10-12 градусов, - рассказывает Юрий Бусуёк. – Ловили здесь хариуса, сига, кету. Помню, заехал к знакомым, а передо мной на стол поставили трёхлитровую банку красной икры. Пять бутербродов я тогда осилил, но потом на икру несколько лет смотреть не мог.
О работе и заработках
Тамбовская организация, базирующаяся в посёлке Хурмули, напрямую в строительстве магистрали задействована не было. Все наши земляки по заданию генподрядчика объекта – железнодорожных войск – возводили необходимую для строительства гражданскую инфраструктуру. Благодаря им в посёлке появились вокзал, детский садик, поселковый совет и вообще вся инфраструктура.
Про заработки бамовцев в советские времена ходили легенды. Юрий Фёдорович признается, они действительно были приличными, строителям начисляли коэффициенты, выплачивали «северные» надбавки. В среднем суммы варьировались от 200 до 400 рублей в месяц, а в некоторых случаях доходили и до 500-600.
- За три года, если делать отчисления с каждой зарплаты, человек мог получить сертификат на автомобиль и, вернувшись домой, выкупить его, - говорит Юрий Фёдорович. – Тогда как обычный человек не то, что не мог купить машину, даже право на это получить мог с большим трудом.
Возможность же потратить большую бамовскую зарплату строителям выпадала нечасто. Как все советские люди они имели право на ежегодные отпуска, но фактически получали полугодовой отдых раз в три года. Тогда люди могли позволить себе семейный отдых на юге, практически ни в чём себя не ограничивая.
Кстати, многие семьи, в том числе и Юрия Фёдоровича образовывались во время работы ребят на БАМе. Наталья – будущая супруга мужчины, также работала в тамбовской организации. Семейные пары здесь же обзаводились детьми, благо всё необходимое для них – детский сад и школа, здесь были. Отдельная тема – это бамовская дружба и взаимопомощь.
- К человеку, которого на БАМе ты мог видеть мельком и даже не знать его имени, можно было спокойно подойти в столичном аэропорту «Домодедово» и попросить денег взаймы, - говорит Юрий Бусуёк. – И ведь давали! Конечно, договаривались о возврате долга, переводом, допустим. Но своим, бамовским, всегда верили и в помощи не отказывали. Я когда в Тамбов вернулся, долго привыкал к тому, что у нас не так…
Юрий Бусуёк рассказывает, что в 1982-1987 годах тамбовская организация в Хурмулях насчитывала порядка 150 человек. Кто-то после завершения работы вернулся на родину, кто-то переехал, есть и те, кто предпочёл остаться на Дальнем Востоке.
- Нас, тамбовских бамовцев сейчас осталось человек 30. С Валерием Пузановым, Владимиром Константиновым, Владимиром Батищевым, Николаем Ерёминым мы поддерживаем связь, встречаемся, общаемся, многих с нами уже нет - Олега и Сергея Рудомётовых, Николая Щербинина, Павла Зайцева, Сергея Минаева, - говорит Юрий Фёдорович. – К 50-летию строительства магистрали хотели бы организовать какое-то мероприятие, но это пока в планах. А самое большое желание – съездить в Хурмули и найти, увидеть людей, с которыми мы работали и жили бок о бок много лет назад…