Новости
Погода в Тамбове 18 октября
сегодня, 06:00
12
В Тамбовской области предпринимателя оштрафовали за поставки фальсифицированного сыра
вчера, 17:40
27
Тамбовская прокуратура выявила нарушения в работе аттракционов в парке культуры и отдыха
вчера, 17:24
28
На ул. Н. Вирты в Тамбове тушили пожар
вчера, 16:54
36
Тамбовчанка попалась на незаконной торговле спиртным 
вчера, 16:47
38
Отключения света в Тамбове 18 октября
вчера, 15:41
65
60-летний тамбовчанин напал на пасынка с ножом 
вчера, 14:50
46
В Мичуринске пройдет день здоровья для жителей микрорайона Громушка
вчера, 14:12
37
Тамбовские транспортные полицейские возбудили уголовное дело в отношении воронежца, который попался с наркотиками 
вчера, 13:52
46
За сезон в Тамбовской области клещи искусали больше 2 тысяч человек
вчера, 13:46
50
16-летняя тамбовчанка попала под машину на пешеходном переходе на ул. Воронежской
вчера, 12:52
52
Замдиректора тамбовского «Центра социальной поддержки граждан» подозревают в оформлении поддельных социальных контрактов
вчера, 12:22
46
В столкновении легковушки и мотоцикла в Тамбовской области пострадал 52-летний мужчина
вчера, 12:02
57
Тамбовчанка заплатила деньги за подключение к интернету, но нарвалась на мошенника
вчера, 11:31
58
Тамбовчанин организовал дома мастерскую по сборке бомб
вчера, 10:20
59
В Тамбове установили новый остановочный павильон 
вчера, 09:40
61
Погода в Тамбове 17 октября
вчера, 06:00
54
Дачные автобусы перестанут ходить в Тамбове
16.10.2024  16:48
78
На Тамбовщине преподавателя авиаколледжа поймали на взяточничестве 
16.10.2024  16:39
81
Очередь в школьную раздевалку превратилась в давку
16.10.2024  16:18
97

Тамбовчане рассказали, как они строили БАМ

 В этом году магистраль отмечает 50-летие  
26.06.2024  16:10
Общество
357

Тамбовчане, как и жители практически всех республики и регионов страны, принимали  активное участие в одном из самых масштабных проектов прошлого века – строительстве Байкало-Амурской магистрали.  Сейчас Юрий Бусуёк – руководитель строительной компании, а в 1982 году, после учёбы в техникуме и службы в армии, он, как обладатель строительной специальности по так называемой комсомольской «путёвке» отправился в Комсомольск-на-Амуре, где в начале 80-х возводили завод.

Как я попал на БАМ

На строительстве в Комсомольске-на-Амуре Юрий Бусуёк проработал около года, а потом узнал, что совсем недалеко – буквально в 40 километрах от города, где он находился, живут и трудятся его приятели, которых он знал ещё по техникуму и армии.

- Оказалось, что в посёлке Хурмули Хабаровского края есть тамбовская организация, которая трудится на строительстве БАМа, - вспоминает Юрий Фёдорович. – Тогда ведь практически каждый регион или республика участвовали в этом проекте и за каждым был закреплён свой участок работ. Так вот, тамбовчан направили на Дальневосточную железную дорогу, которая являлась Восточным участком БАМа – в те самые Хурмули. Вот сюда я и приехал, чтобы, как сначала думал, просто повидаться с друзьями.

После этой встречи на тот момент 22-летний Юрий Бусуёк принял решение – остаться на стройке!

«Мы были молоды и об условиях не думали»

Многие бамовцы, даже спустя десятилетия вспоминают суровый северный климат, в котором приходилось жить и вести всесоюзную стройку. Дальневосточные широты, считает Юрий Фёдоровчи, какими-то серьёзными аномалиями  не отличались.

- Зимой приходилось работать на улице в -30-35, но никто это чем-то сверхъестественным не считал, родители отправлялись на стройку, дети – в школы, малышей отводили в детские сады. Морозы там не так сильно ощущаются, наверное из-за низкой влажности. Что касается быта – жили мы все в бараках, у меня была комната.  В селе была своя котельная, бараки, конечно отапливались, но при этом продувались всеми ветрами. Вода была привозной. В мороз можно была встать утром, воды попить – а в ведре лёд. Но мы тогда были молодые и вообще не обращали внимания на какие-то бытовые неурядицы.

«Выходишь за посёлок – а там тайга!»

Юрий Фёдорович признается, что  природа Дальневосточного края  покорила и его самого и работавших вместе с ним тамбовчан.

- Фактически посёлок находилось в тайге и стоило выйти за периметр – вот она – природа!  Причём дикая! С живым медведем нам встретиться к счастью не довелось. Но как-то раз мы с приятелем, как нам показалось, были близки к тесному знакомству – отправились в тайгу на «Урале», чтобы собрать дикую малину. Судя по поломанным ягодным кустам, там же побывал медведь. Уже не помышляя ни о какой ягоде мы прыгнули мотоцикл и помчались в посёлок. И если к малиннику мы ехали осторожно, аккуратно переносили наш «Урал» через ручьи, то обратно ехали на полной скорости и без остановок.

Запомнились Юрию Фёдоровичу кристально чистые дальневосточные реки, возле которых получившие выходной строители коротали свой досуг.

- В любую жару, а она, бывало, доходила до +30, вода в таких реках оставалась прохладной – не выше 10-12 градусов, - рассказывает Юрий Бусуёк. – Ловили здесь хариуса, сига, кету. Помню, заехал к знакомым, а передо мной на стол поставили трёхлитровую банку красной икры. Пять бутербродов я тогда осилил, но потом на икру несколько лет смотреть не мог.

О работе и заработках

Тамбовская организация, базирующаяся в посёлке Хурмули, напрямую в строительстве магистрали задействована не было. Все наши земляки по заданию генподрядчика объекта – железнодорожных войск – возводили необходимую для строительства гражданскую инфраструктуру. Благодаря им в посёлке появились вокзал, детский садик, поселковый совет и вообще вся инфраструктура. 

Про заработки бамовцев в советские времена ходили легенды. Юрий Фёдорович признается, они действительно были приличными, строителям начисляли коэффициенты, выплачивали «северные» надбавки. В среднем суммы варьировались от 200 до 400 рублей в месяц, а в некоторых случаях доходили и до 500-600.

-  За три года, если делать отчисления с каждой зарплаты, человек мог получить сертификат на автомобиль и, вернувшись домой, выкупить его, - говорит Юрий Фёдорович. – Тогда как обычный человек не то, что не мог купить машину, даже право на это получить мог с большим трудом.

Возможность же потратить большую бамовскую зарплату строителям выпадала нечасто. Как все советские люди они имели право на ежегодные отпуска, но фактически получали полугодовой отдых раз в три года. Тогда люди могли позволить себе семейный отдых на юге, практически ни в чём себя не ограничивая.   

Кстати, многие семьи, в том числе и Юрия Фёдоровича образовывались во время работы  ребят на БАМе. Наталья – будущая супруга мужчины, также работала в тамбовской организации. Семейные пары здесь же обзаводились детьми, благо всё необходимое для них – детский сад и школа, здесь были. Отдельная тема – это бамовская дружба и взаимопомощь.

 - К человеку, которого на БАМе ты мог видеть мельком и даже не знать его имени, можно было спокойно подойти в столичном аэропорту «Домодедово» и попросить денег взаймы, - говорит Юрий Бусуёк. – И ведь давали! Конечно, договаривались о возврате долга, переводом, допустим. Но своим, бамовским, всегда верили и в помощи не отказывали. Я когда в Тамбов вернулся, долго привыкал к тому, что у нас не так…

Юрий Бусуёк рассказывает, что в 1982-1987 годах тамбовская организация в Хурмулях насчитывала порядка 150 человек. Кто-то после завершения работы вернулся на родину, кто-то переехал, есть и те, кто предпочёл остаться на Дальнем Востоке.

- Нас, тамбовских бамовцев сейчас осталось человек 30. С Валерием Пузановым, Владимиром Константиновым, Владимиром Батищевым, Николаем Ерёминым мы поддерживаем связь, встречаемся, общаемся, многих с нами уже нет - Олега и Сергея Рудомётовых, Николая Щербинина, Павла Зайцева, Сергея Минаева, - говорит Юрий Фёдорович. – К 50-летию строительства магистрали хотели бы организовать какое-то мероприятие, но это пока в планах. А самое большое желание – съездить в Хурмули и найти, увидеть людей, с которыми мы работали и жили бок о бок много лет назад…