На улицах Тамбова снова появятся троллейбусы?
В Тамбове снова заговорили о планах по восстановлению парка троллейбусов. На сегодняшний день электротранспорт курсирует всего по двум городским маршрутам, а в рабочем состоянии находятся всего 4 машины. При этом в 80-90-х годах прошлого века троллейбусы работали на 16 городских маршрутах, которые обслуживали порядка 135 единиц «рогатых». С тех пор большая часть троллейбусов вышла из строя и оказалась списана, устарела и контактная сеть, которая стала терять огромное количество электроэнергии, что сильно повысило себестоимость троллейбусных перевозок. Тем не менее, стоимость проезда в областном центре всегда была одинаковой и в электрическом, и в обычном транспорте.
В надежде реанимировать троллейбусное сообщение неравнодушные тамбовчане в конце 2022 года записали видеообращение, адресованное председателю СКР Александру Бастрыкину. Горожане сделали это после того, как в Тамбовн приняли решение о списании контактной сети, проходящей по ул. Бастионной, такие же планы чиновники позже реализовали и на ул. Базарной. Избавляться от проводов стали из-за их аварийного состояния, были случаи, когда они падали на втомобили, причинённый ущерб их владельцы взыскивали с мэрии. Жители областного центра пожаловались главе СКР, на то, что этими действиями администрация окончательно убьет троллейбусное сообщение в городе и просили привлечь чиновников к ответственности. По поручению Александра Бастрыкина в региональном СУ СКР возбудили уголовное дело по ст. «Халатность». Однако, спустя некоторое время его закрыли, состава преступления в действиях чиновников следователи не нашли.
В администрации города тогда рассказали, что просчитывали стоимость восстановления контактной сети и троллейбусного движения. Выяснилось, что на эти цели потребуется около 1 миллиарда рублей, а такие траты для бюджета областного центра оказались непосильны. Тем не менее, в мэрии не исключили возможность участия в федеральных программах для восстановления электротранспорта. Сейчас вопрос возобновления троллейбусного движения поднимают на уровне области.
- Регион имеет возможность вступить в программу обновления электрического транспорта, на которую из федерального бюджета планируют выделить более одного триллиона рублей, - рассказали в пресс-служберегионального правительства. - В случае привлечения федерального финансирования регион сможет реанимировать тамбовский троллейбус.
Обновление должно коснуться и всего парка пассажирского транспорта на Тамбовщине. Работу планируют проводить по новому федеральному проекту «Развитие общественного транспорта», который сейчас разрабатывается. Согласно президентскому указу, к 2030 году доля парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, должна составлять не менее 85 процентов.
Как рассказал исполняющий обязанности министра автомобильных дорог и транспорта региона Альберт Чурилов, для обслуживания пассажиров, пользующихся маршрутами в Тамбовской и Мичуринской агломерациях, сейчас задействуют 594 автобуса разного класса вместимости. При этом большая часть автопарка - это техника, возраст которой составляет от 5 до 10 лет и более.
- Если предположить, что нормативный срок эксплуатации для автобусов всех классов будет установлен на уровне не более 10 лет, то на маршрутах Тамбовской и Мичуринской агломераций в период до 2030 года включительно потребуется обновить 383 автобуса всех классов. Это примерно по 64 автобуса различных классов ежегодно, - сказал Альберт Чурилов.
Для вступления в федеральную программу, ещё до её внедрения, в области подготовят региональный вариант развития транспортной инфраструктуры, в который войдёт, в том числе и вопрос восстановления троллейбусов. Не исключается также, что город приобретёт электробусы, которые не требуют контактной сети. Кстати, в 2018 году в течение двух месяцев в Тамбове тестировали электробус, который привезли из Беларуси. Однако после пробного использования электробусы в городе так и не появились.