«Мне говорили - эту стену не пробьешь, тем более, в инвалидной коляске»
Тамбовчанка Лидия Фурс оказалась в инвалидном кресле после инсульта, перенесенного в 2017 году. Для всегда активной и деятельной женщины ситуация, в которой она оказалась, стала настоящей трагедией.
- После смети мужа я живу одна, – рассказывает Лидия Ивановна. – Конечно навещают друзья, родственники, но сейчас мне требуется постоянный уход, инсульту предшествовал сложный перелом, поэтому без помощи я даже с постели встать не могу.
72-летней женщине оказывают социальную помощь – помогают по дому, обеспечивают продуктами и лекарствами, но деятельной и активной до произошедшего с ней несчастья женщине этого было недостаточно. Она стала настоящей заложницей в собственной квартире, ведь за семь лет пенсионерка всего два раза побывала на улице. Тогда чтобы вынести кресло, а затем ее саму, потребовалась помощь сразу нескольких мужчин.
- В какой-то момент поняла - сидение в четырех стенах меня просто угнетает, вгоняет в депрессию, – делится Лидия Ивановна. – Что с этим делать, поначалу никто не знал.
Пенсионерка, работавшая в свое время бухгалтером, экономистом, в том числе на крупных предприятиях, где круг ее обязанностей был очень широк, начала сама искать информацию и документы, которые могли бы ей помочь.
- Я когда на заводе работала, могла по всей стране разыскать то, что нам требовалось для производства, все перевернуть, вот и тут опыт пригодился, – говорит женщина.
Лидия Ивановна вскоре выяснила, что ей, как инвалиду, по закону обязаны обеспечить беспрепятственный выход из дома, и женщина решила добиваться соблюдения своих прав.
- Мне приятельницы, да и родственники, говорили: «Ты эту стену не пробьешь, тем более, в инвалидной коляске», – вспоминает пенсионерка. – А меня это еще больше мотивировало, я решила, что буду отстаивать свое, человеческое право, дышать свежим воздухом, общаться с людьми. Не совсем понимая тогда, правда, что мне предстоит пройти.
А пройти Лидии Фурс пришлось бесчисленное количество инстанций, где ей встречались самые разные люди – иногда равнодушные, иногда сочувствующие, но беспомощно разводящие руками в ответ на просьбу женщины. Тем не менее, в 2021 году женщине удалось добиться от мэрии обследования дома на ул. Подвойского, 6Б, где она живет, после чего специалисты сделали вывод, что обустроить подъемник в подъезде можно, тем более, пенсионерка живет на первом этаже.
Но дальше этого дело не пошло - в городской администрации Лидии Фурс объяснили, что средств на проведение таких работ в бюджете нет, то есть в целом на реализацию программы «Доступная среда» деньги выделяются, но на такие частные случаи, как установка подъемника по месту жительства инвалида-колясочника, их тратить нельзя. Обустроить пандус у поликлиники, госучреждения или школы – можно, а подъезд – это не ответственность города.
Несмотря на аргументы чиновников, Лидия Фурс, при поддержке прокуратуры, обратилась в суд с иском именно к городской администрации, в котором просила обязать мэрию оборудовать ее подъезд специальным подъемником. Женщина на заседаниях сама не присутствовала, а вот жители многоэтажки ходили на заседания, чтобы поддержать соседку.
В суде представители мэрии снова стали говорить о том, что их обязанностью установка подъемника не является. Но доводы юристов горадминистрации в итоге сочли несостоятельными, решив, что даже если деньги не предусмотрены, это не освобождает мэрию от обязанности обеспечить инвалиду беспрепятственный доступ на улицу. Решение суда первой инстанции в мэрии обжаловали, но и Тамбовский областной суд встал на сторону прокуратуры и потребовал от города выполнить свои обязанности установить необходимое для передвижения инвалида оборудование до 1 июля 2024 года.
Время шло, решение суда вступило в законную силу, срок его исполнения приближался, однако никакие работы в подъезде, где живет Лидия Ивановна, так и не начались. Оказалось, что найденный мэрией для проведения подрядчик, не выполнил своих обязательств и даже не приступил к выполнению работ в рамках заключенного с ним контракта.
- Нет, я не отчаялась, не впала в уныние – это вообще не про меня, человека такое состояние уничтожает, а я хочу продолжать жить, – откровенничает Лидия Фурс. – Когда стало ясно, что подъемника к запланированному сроку не будет, снова начала писать обращения.
История Лидии Ивановны попала в информационные ленты тамбовских пабликов, где ее активно обсуждали горожане. Тогда же о проблеме пенсионерки узнали сотрудники регионального СУ СК России, которые провели проверку и по ее итогам возбудили уголовное дело о халатности. В процессе расследования выяснилось, что представители городской администрации явно затягивали сроки исполнения решения суда. И лишь в сентябре 2024 года подрядная организация завершила переоборудование подъезда. После установки подъемников решился и вопрос в вводом всех механизмов в эксплуатацию.
- Активно использовать подъемник я собираюсь, когда потеплеет, – говорит Лидия Фурс. - Приедет племянник, который живет в другом городе и навещает меня, когда появляется такая возможность, вот вместе с ним мы обязательно отправимся на прогулку, теперь это стало возможно без каких-либо серьезных усилий. Я ждала этого семь лет!